В 2021 г. сектором «Экономики энергетики» были проведены двух этапные (июль, октябрь) опытно-промышленные испытания топливосберегающей технологии XPlate™ (производство QE ENERGY INTERNATIONAL COMPAI, BANGHOK) с целью определения эффективности её влияния на экономию расходов топливно-энергетических ресурсов (природный газ), и решения проблематики снижения выбросов вредных веществ в атмосферу, главным образом диоксида углерода и оксидов азота. В первом квартале 2022 года планируется третий окончательный этап испытаний, в настоящее время согласовывается техническое задание на проведение итоговых испытаний.
Исследования производились на базе двух котлоагрегатов ДКВР 2,5/13 инв. №3 и №4 Мини-ТЭЦ «РАПТ» КУП «ВПКиТС» г. Витебск. Заказчик работ ООО «Квантум Энгерджи», Российская Федерация.
В рамках исследования проверяется принцип действия технологии, согласно которому при размещении пластин на внешней стороне улитки тягодутьевых вентиляторов происходит следующее явление: одиночные молекулы кислорода и азота, находящиеся в атмосферном воздухе, который должен подаваться (нагнетаться) в топку котла дутьевыми вентиляторами, обладают дипольными моментами (Закон Кулона, Силы Ван-дер-Ваальса), но за счет хаотического теплового движения они взаимодействуют между собой слабо.
При принудительном движении воздуха на стенках дутьевых вентиляторов на их стенках и трубопроводах подачи воздуха образуются электростатические заряды (+, -), поле которых выстраивает молекулы атмосферного воздуха (азот + кислород) упорядоченно таким образом, что за счет дипольного взаимодействия данные молекулы образуют молекулярные воздушные кластеры. XPIate™ нивелирует данный эффект своим собственным «природным» зарядом таким образом, что после прохождения мест (участков) с установленными пластинами XPIate™, большая часть кластеров атмосферного воздуха, подаваемого на горение в топку котла, разрушаются на отдельные одиночные молекулы кислорода и азота.
Дальнейшее протекание химической реакции окисления топлива (мазут, природный газ и уголь) с одиночными молекулами кислорода (О2), по сравнению с их нахождением в составе молекулярного кластера атмосферного воздуха, происходит более интенсивно, как за счет скорости и полноты протекания данной химической реакции, так и за счет больших возможностей столкновения с поверхностью топливной частицы углерода топлива уже одиночных молекул кислорода.
Полученные предварительные результаты исследования показали следующие основные результаты, свидетельствующие о возможности подтверждения действия исследуемой технологии.
Научно-исследовательская работа проводилась под руководством заведующей сектором «Экономики энергетики» доктора экономических наук, доцента Зориной Т.Г., с привлечением для снятия показаний сотрудников отраслевой лаборатории «Энергетический мониторинг» Института энергетики. Основным куратором испытаний является ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук Прусов С.Г.